Предупреждение и профилактика финансовых нарушений при проведении строительных и ремонтных работ зависят, во-первых, от должной правовой и экономической проработки договоров строительного подряда, во-вторых, от действенного контроля за расчетами при приемке от подрядчиков выполненных работ. Остановимся на втором вопросе, учитывая, что порядок заключения договоров строительного подряда подробно освещен в литературе.
Как правило, между заказчиком и подрядчиком практикуются промежуточные расчеты на основании ежемесячно подписанных актов приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости работ по форме КС-3. При этом исходя из практики оформления в установленном порядке договора строительного подряда недостаточно для пресечения финансовых нарушений. Это связано с тем, что при расчетах между сторонами возможно искажение различными способами первичных учетных документов путем приписок объемов выполненных работ.
Особенностью проверки расчетов за выполненные строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы является то, что кроме бухгалтерских документов необходимо изучить нормативно-техническую, проектно-сметную, учетно-технологическую (исполнительную) документации, которые регламентируют технологию выполнения работ, потребность в трудовых и материальных ресурсах, ценообразование строительной продукции. Излишние перечисления (переплаты) денежных средств подрядным организациям допускаются в основном путем фальсификации показателей в актах выполненных работ (форма КС-2).
Указанные нарушения можно сгруппировать следующим образом:
- приписки физических объемов (включение в акты по форме КС-2 дополнительных объемов работ, которые фактически не выполняются);
- завышение установленных норм накладных расходов и сметной прибыли, индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень, размеров лимитированных и прочих затрат;
- включение в акты затрат, учтенных в нормах накладных расходов и сметной прибыли;
- неправильное применение расценок и сметных цен;
- сокрытие выполненных объемов и предъявление их к оплате в последующих периодах с применением более высоких индексов пересчета цен;
- неполный учет (неучет) подрядной организацией стоимости возвратных материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых зданий и сооружений или их частей;
- включение в акты более дорогих стройматериалов и изделий вместо фактически примененных (установленных) - дешевых;
- повторный учет НДС в составе стоимости строительных материалов и изделий;
- повторная оплата стройматериалов и изделий, поставленных (приобретенных) заказчиком;
- повторное включение в акты по форме КС-2 ранее оплаченных работ, а также вспомогательных работ и расходных материалов, учтенных в комплексных расценках;
- арифметические ошибки.
Для выявления указанных нарушений следует сопоставить примененные в актах по форме КС-2 расценки, индексы, величины накладных расходов и сметной прибыли с их нормативными значениями, проверить обоснованность прочих затрат, провести инструментальные контрольные обмеры физических объемов работ. При использовании индивидуальных единичных расценок необходимо проверять обоснованность их применения и состав работ, включенных в эти расценки. Не допускается самовольное включение в единичные расценки коэффициентов, увеличивающих нормы расхода материальных ресурсов в связи с неудобством, сложностью и срочностью выполнения работ. Порядок применения повышающих коэффициентов к сметным нормативам регламентирован в технической части соответствующего сборника единичных расценок.
Наиболее детальной проверке подлежат акты по форме КС-2, когда договоры подряда заключены без проведения в установленном порядке тендеров, а также при отсутствии экспертного заключения на проектно-сметную документацию.
Из актов по форме КС-2 необходимо в бесспорном порядке исключить:
- повышающие коэффициенты на реконструкцию;
- стоимость работ по устранению брака;
- затраты подрядчика, в том числе налоги и платежи, относимые на финансовые результаты (налоги на имущество, образование и содержание жилищного фонда, затраты на развитие инфраструктуры подрядчика и др.);
- затраты, связанные с предмонтажными работами;
- объемы работ, не предусмотренные проектно-сметной документацией.
Кроме того, в актах по форме КС-2 в виде отдельных затрат не должны компенсироваться расходы подрядчика, связанные с:
- содержанием пожарной и сторожевой охраны (в том числе вневедомственной, представляемой органами внутренних дел);
- проведением геодезических работ во время производства работ;
- благоустройством строительной площадки (уборка и очистка мусора);
- подготовкой объекта к сдаче в эксплуатацию (мытье полов и окон, стоимость моющих средств, уборка и вывозка мусора после окончания строительства);
- обязательным страхованием имущества в составе производственных средств;
- использованием кредитов и ссуд, не относящихся к строительству данного объекта;
- рекламой.
Все перечисленные работы и затраты, которые зачастую включаются в акты и предъявляются к оплате, учтены в нормах накладных расходов подрядчика и отдельно к оплате не подлежат. При оплате заказчиком работ, которые выполнены после сдачи объекта в эксплуатацию, следует уточнить обоснованность проведения и источник финансирования этих работ, так как в таких случаях дополнительное целевое финансирование, как правило, не выделяется.
Одним из распространенных нарушений является то, что при ремонте зданий и сооружений, когда объекты числятся на балансе заказчика и находятся в эксплуатации, с подрядчиков не удерживается стоимость электроэнергии, потребляемой для выполнения работ. Затраты подрядчика на потребляемую электроэнергию учтены расценками в актах по форме КС-2 и заказчиком повторно не должны компенсироваться.
При выявлении завышения стоимости работ в актах по форме КС-2 заказчик уменьшает на сумму завышения финансирование или кредиторскую задолженность перед подрядной организацией (согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденному Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160).
Строительные и ремонтные работы, которые выполняются на высоте, предусматривают применение лесов (инвентарных и неинвентарных), стоимость установки и разборки которых в ряде случаев составляет немалую часть от общего объема работ.
Следует иметь в виду, что применение неинвентарных лесов допускается только при ремонте фасадов сложных архитектурных форм и наличии проектного обоснования. Порядок применения инвентарных лесов определяется проектом организации строительства (ПОС), а также регламентирован в разделе “Техническая часть” сборника расценок на соответствующие виды работ. Так, если устройство лесов не предусмотрено технической частью сборника (например, для кровельных работ), то их оплата является необоснованной. Отметим, что леса, возводимые для кладки стен, должны использоваться и для выполнения штукатурных, облицовочных работ. При производстве работ внутри здания леса, устраиваемые для внутренних штукатурных работ, должны быть использованы для выполнения лепных и малярных работ.
Большинство единичных расценок, как правило, учитывают полный набор работ, в том числе вспомогательных (например, внутрипостроечное горизонтальное и вертикальное перемещение материалов и изделий, комплектация конструкций, сверление отверстий, перестановка лестниц и подмостей, очистка поверхностей, уборка рабочих мест, вынос и складирование мусора и другие). Поэтому включение указанных работ в акты по форме КС-2 следует относить к завышению стоимости работ.
Расчет между заказчиком и подрядчиком за непредвиденные работы и затраты, потребность в которых возникает в ходе строительства или капитального ремонта в результате уточнения проектных решений, производится за фактически выполненные работы. При этом изменение (уточнение) проекта должно быть согласовано с проектной организацией.
Запрещается включение в акты по форме КС-2 трудовых и материально-технических ресурсов сверх установленных нормативов. Например, если башенный кран отработал 100 часов при норме 60 часов, то оплата лишних 40 часов должна производиться за счет подрядчика. Если вместо 5-тонного крана подрядчик использовал 15-тонный кран, то разницу в стоимости их эксплуатации следует считать как завышение стоимости работ. Аналогично, если при креплении досок подрядчик расходует 3 кг гвоздей при норме 2 кг, то стоимость 1 кг гвоздей и работ по их креплению оплачиваться не должна, так как нормой 2 кг предусмотрено обеспечение требуемого качества работ. При выполнении работ все сверхнормативные затраты должны компенсироваться за счет собственных средств подрядчика. Самовольная корректировка расценок (а также их переименование) недопустима, так как это является исключительно прерогативой Росстроя или региональных центров по ценообразованию в строительстве по согласованию с Росстроем. При проверке расчетов компенсации подрядным организациям стоимости строительных материалов особое внимание должно быть обращено на правильность применения оптовых цен и обоснованность затрат по их транспортировке до приобъектных складов. В случае, когда фактическая стоимость материалов превышает их сметную стоимость, следует требовать от подрядчика документальных обоснований. Транспортные расходы по доставке материалов, конструкций и изделий от поставщиков должны исчисляться исходя из наиболее рациональных способов транспортировки по кратчайшему расстоянию. Одним из эффективных способов выявления нарушений в расчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы является проведение инструментальных контрольных обмеров (далее контрольных обмеров) физических объемов работ, выполнение которых в установленном порядке подтверждено сторонами актами по форме КС-2. Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.
Контрольные обмеры в первую очередь следует проводить при:
- неполном объеме проектно-сметной документации или когда указанная документация находится в стадии согласования (уточнения, пересмотра);
- выполнении на объектах непредвиденных (дополнительных) работ;
- задержке расчетов за выполненные работы; - несвоевременном списании или перерасходе строительных материалов и изделий;
- выполнении работ мелкими субподрядными организациями, не имеющими долгосрочных договорных обязательств.
Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:
- акты выполненных работ по форме КС-2, где указаны виды и стоимость выполненных работ;
- журнал производства работ, где фиксируются все работы (операции), сроки их выполнения, условия производства;
- акты на скрытые работы; - накопительные ведомости, в которых показаны объемы работ с начала строительства;
- отчеты подрядной организации о расходовании материалов в соответствии с производственными нормами.
Следует сопоставить одноименные сведения и показатели в указанных документах для установления возможных их расхождений. Выявленные несоответствия могут указывать на подложность тех или иных записей, произведенных с целью завышения стоимости работ или излишнего списания потребляемых ресурсов (строительных материалов и изделий, денежных средств на заработную плату и других). Например, несоответствие наименований работ в журнале производства работ и актах по форме КС-2 свидетельствует об искажении их объемов. Несоответствие количества стройматериалов в актах приемки работ и отчетах о списании материалов свидетельствует об их пересортице или необоснованном списании. Несоответствие актов выполненных работ утвержденной сметной документации указывает на самовольное изменение проектных решений, арифметических ошибках, искажениях объемов и расценок.
Подсчет объемов работ необходимо производить в последовательности, дающей возможность использовать полученные предшествующие данные при последующих подсчетах. Например, площадь оконных и дверных проемов следует подсчитывать при исчислении объемов стен и перегородок с последующим использованием этих данных при определении объемов отделочных работ.
Строительно-монтажные работы, визуальный смотр которых после завершения строительства затруднен или невозможен (скрытые работы), подлежат отдельному актированию. Акты на скрытые работы составляются при:
- устройстве фундаментов, трубопроводов, колодцев;
- бурении скважин и погружении свай;
- армировании бетонных конструкций и кирпичной кладки;
- заделке и герметизации стыков и швов;
- устройстве звукоизоляции, теплоизоляции, пароизоляции;
- защите стальных конструкций и деталей от коррозии;
- обработке древесины огнезащитными и антисептирующими составами; - устройстве вентиляционных и дымовых каналов и борозд;
- подготовке поверхностей под грунтовку и гидроизоляции;
- устройстве оснований, подстилающих слоев. Акты на скрытые работы после их приемки должны передаваться заказчику. Кроме того, при сдаче объекта в эксплуатацию подрядчик обязан передать заказчику сертификаты и паспорта на использованные материалы и изделия, а также исполнительную документацию. Отсутствие у заказчика исполнительной документации и актов на скрытые работы дает основание предполагать, что работы выполнены с нарушениями проектных решений. В подобных случаях объемы выполненных работ определяются по рабочим чертежам, а при необходимости следует провести вскрытие строительных конструкций с последующим их восстановлением за счет средств подрядчика. Указанные нарушения часто допускаются при производстве земляных, кровельных и отделочных работ, благоустройстве территории.
Во время контрольных обмеров при необходимости (с целью получения дополнительной информации) можно использовать также:
- акты о приемке объектов в эксплуатацию;
- журналы учета выполненных работ;
- материалы по инженерным изысканиям, геологическим и гидрологическим исследованиям, акты и журналы инструментальных замеров;
- исполнительную документацию;
- акты технических обследований реконструируемых зданий и сооружений;
- договоры на поставку стройматериалов, оборудования, а также документы, подтверждающие исполнение указанных договоров (передаточные акты, накладные, паспорта оборудования);
- путевые листы автотранспорта и журналы работ машин и механизмов;
- данные бухгалтерского учета о списании стройматериалов и изделий. Указанные документы прямо или косвенно удостоверяют выполнение тех или иных работ. Контрольными обмерами выявляют следующие нарушения:
- завышение физических объемов работ, принятых заказчиком к оплате; - повторная оплата одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями;
- несоблюдение подрядчиком проектных решений (необоснованная замена одних видов материалов и работ на другие, например использование дешевых или некачественных стройматериалов, включение в акты по форме КС-2 более сложных и дорогих видов работ при фактическом выполнении упрощенных работ, несоблюдение технологии выполнения отделочных работ и другие). Наиболее типичными при этом являются фальсификация объемов работ, а также количества и состава примененных стройматериалов или грунта (при земляных работах).
К завышению стоимости следует относить включенную в акты по форме КС-2 стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, которые завезены или изготовлены на строительной площадке, но не уложены в проектное положение.
Если в ходе контрольных обмеров выявлены ранее выполненные объемы работ, которые подрядчиком своевременно не предъявлялись к оплате, то индексация их стоимости производится не на момент предъявления к оплате, а на момент фактического проведения этих работ. Следует иметь в виду, что незаконченные части отдельных конструктивных элементов и видов работ могут включаться в акты приемки лишь в тех случаях, когда сметными нормами допускаются промежуточные расчеты.
Контрольные обмеры необходимо проводить комиссионно, с участием представителей заказчика и подрядчика (при наличии договорных обязательств). Акты контрольного обмера должны быть подписаны указанными представителями. Если контрольными обмерами установлено, что работы не выполнены, то стоимость этих работ оплате не подлежит и исключается из объема выполненных работ. Работы по монтажу оборудования считаются законченными только при наличии актов о его индивидуальном опробовании вхолостую, а в необходимых случаях (установленных техническими требованиями) и под нагрузкой. При отсутствии указанных актов стоимость работ по монтажу оборудования также подлежит удержанию с подрядчика.
Правила исчисления объемов работ более подробно указаны в технической части сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и федеральных единичных расценок (ФЕР).
Авторы: Г.Г. Паронян, Ю.В. Данилов, И.В. Балабас, «Аудиторские ведомости» №1, 2005
Источник: http://www.stroim.elport.ru